О проблемах ценообразования на рынке охранных услуг, закупаемых за счёт средств государственного бюджета г. Москвы говорили 22 января на круглом столе в Московской торгово-промышленной палате. Организаторами мероприятия выступила Гильдия Негосударственных структур безопасности торгово-промышленной палаты совместно с Комиссией по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Общественной палаты Российской Федерации и Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.


В работе круглого стола приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти: Управления ФНС по г. Москве; Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Москве; представители исполнительной власти г. Москвы: Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы; Департамента экономической политики и развития г. Москвы; Департамента г. Москвы по конкурентной политике, руководители РООР ФКЦ РОС, частных охранных организаций г. Москвы, а также из девяти других регионов Российской Федерации.

Модератором мероприятия выступил Президент ФКЦ РОС, член Общественной палаты Российской Федерации Александр Козлов.

Юридическим обоснованием для проведения мероприятия послужили Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации «О проблемах ценообразования при оказании услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счёт средств государственного и муниципального бюджетов».

Обращаясь с приветственным словом к собравшимся, Президент МТПП Владимир Платонов отметил, что за последние несколько лет криминогенная ситуация в столице значительно улучшилась во многом благодаря тому, что частные охранные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. И ярким подтверждением тому стал Чемпионат мира по футболу ФИФА-2018, на котором были введены беспрецедентные меры по обеспечению безопасности. Тем не менее Владимир Михайлович акцентировал внимание на том, что если создавать ошибочные условия для работы частной охранной отрасли, или вообще не создавать их, то это несомненно породит новую волну демпингеров, «серых схем» и недобросовестной конкуренции.

В связи с этим Владимир Михайлович выразил убеждение, что по результатам работы круглого стола, его участниками будет выработан проект рекомендаций по повышению качества предоставляемых услуг частными охранными организациями при охране объектов и снижению материальных потерь бюджетов всех уровней, которые будут направлены в соответствующие инстанции.

Президент ФКЦ РОС, член Общественной палаты Российской Александр Козлов, в свою очередь, напомнил, что одним из основополагающих факторов повышения качества обеспечения безопасности охраняемых объектов является соразмерная оплата охранных услуг со стороны заказчика и недопущение необоснованного снижения стоимости таких услуг участниками конкурса в процессе торгов, которое, порой доходит до 80%.

Снижение заказчиками охранных услуг начальной максимальной цены контракта (НМЦК) ниже расчетного уровня минимальной цены заведомо приводит к тому, что руководители ЧОО лишаются возможности выплачивать работникам даже элементарный МРОТ и осуществлять выплату налогов и сборов в соответствующие бюджеты. Соответственно, декларируемая при этом заказчиками – представителями государственных и муниципальных органов и учреждений экономия бюджетных средств – чистой воды иллюзия, приводящая к недополучению установленных налогов и сборов в размерах, значительно превышающих «сэкономленные» таким образом средства.

Так, в Москве, например, максимальная цена, по которой выставляются на торги услуги по охране социальных объектов, составляет чуть более 109 тыс. рублей за суточный пост. А по расчетам Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка пост не может стоить менее 160 тысяч рублей в месяц. Предлагая цены ниже 160 тыс. рублей, органы власти своими руками из года в год воспроизводят и дублируют условия к нарушению законодательства.

По словам Александра Михайловича, неоднократные обращения в соответствующие органы с просьбой разрешить данную коллизию, пока ни к чему не привели. В одном случае соглашаются, что проблема существует, но, имея дело с выделенными квотами, уверяют, что повлиять на ситуацию они не могут. В других случаях апеллируют к 44-ФЗ, который определяет предельную максимальную цену и не предусматривает определение минимальной цены контракта.

Но 44-ФЗ как раз-таки предполагает возможность решения данной проблемы. Так, в п.20.1. ст.22 сказано, что «высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям, предусмотренным частью 20 настоящей статьи, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".

По убеждению Александра Михайловича, применение только метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) неизменно приводит к тому, что государство фактически сначала организует, а затем «участвует в скупке краденного». «В сложившейся ситуации, государство вынуждает отрасль уходит в «серую зону», а иначе говоря – на дно», - заключил Александр Михайлович.

Заместитель начальника отдела по контролю за частной охранной деятельностью ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве Сергей Ивин также выразил озабоченность качеством оказываемых охранных услуг, возросшим уровнем демпинга, низкой квалификацией сотрудников некоторых частных охранных организаций и отсутствием материально-технической базы в них и подчеркнул, что решение данных вопросов он видит только в рамках тесного взаимодействия ЧОО и регулятора и заверил присутствующих в поддержке Росгвардией обсуждаемых на круглом столе инициатив.

Глава СРО «Школа безопасности» Сергей Саминский также считает, что Москва на сегодняшний день в значительной степени страдает от неадекватной НМЦК. Сергей Васильевич напомнил о состоявшейся в декабре минувшего года встрече актива Комитета ТПП РФ с президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным, на которой данная проблема была озвучена. Тогда Сергею Николаевичу было озвучено, что, не желая преступать закон, добросовестные ЧОО уходят в Московскую область, где МРОТ на 7 тыс. рублей ниже московского, что позволяет не только уплатить положенные налоги в региональный бюджет, но и значительно снизить расходы. Но даже при этом прибыль составляет, в лучшем случае, 1,5-2% (а не 8-10%, как это было у московских ЧОО в 2008 году).

Сергей Васильевич сообщил, что 22 февраля на площадке ТПП РФ пройдет круглый стол с приглашением представителей федеральных ведомств, на котором будет обсуждаться этот вопрос, а в марте он будет озвучен Президенту России, поэтому «поработать предстоит ударно и очень грамотно», - заключил он.

По мнению заместителя председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, председателя правления Союза саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности Анатолия Данилова, у частного охранного бизнеса большей проблемы, чем вопрос ценообразования никогда не было, но сегодня, благодаря проделанной совместной работе ОП РФ и ТПП РФ, охранное сообщество имеет конкретные инструменты для её разрешения.

Представитель ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» Департамента экономической политики и развития города Москвы Александр Савушкин привел неутешительную статистику по закупкам в сфере обеспечения безопасности.

Так, в 2017 году из 484 позиций, по 132 заказчики сразу же зашли с ценой ниже предельной, рекомендованной Правительством Москвы, которая и так занижена.  При этом 8% контрактов не были заключены в связи с тем, что исполнители состояли в реестре недобросовестных поставщиков, 24% контрактов заключены без снижения цены, остальные – со снижением ниже расчетного уровня минимальной цены. В 2018 году со снижением от первоначальной цены заключены 869 контрактов из 1007 предложенных. На начало 2019 года решением протокола межведомственной рабочей группы от 20.11. 2018 № 773043/8 для невооруженного поста охраны в Москве начальная (максимальная) цена контракта составляет 124 809,93 руб., для вооруженного поста – 141 659,54 руб.

Свое мнение по обсуждаемому вопросу высказал и заместитель руководителя учреждения ГКУ «Московская безопасность» Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы Вячеслав Бармин. По его мнению, Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 911-ПП "Об утверждении базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы", которое был упразднено в связи с вступлением в силу 44-ФЗ, значительно лучше решало проблему формирования начальной (максимальной) цены контракта, однако можно считать минусом тот факт, что в то время не было стандартизации и типизации охранных услуг.

Председатель РООР КЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Сергей Алексеев считает, что в сфере закупок на рынке охранных услуг, закупаемых за счёт средств государственного бюджета, отсутствует конкуренция, отсутствует своеобразный фильтр, позволяющий заказчику отсекать недобросовестных поставщиков. На рынок выходит и исполнительные организации, и те, кто фактически не имеет права оказывать данные услуги. Что же касается заведомо преступных цен, которые устанавливает заказчик, то по мнению Сергея Фёдоровича, в этом случае остается лишь напомнить крылатое выражение: «если вы думаете, что вы нам платите, то надейтесь, что мы вас охраняем».

По результатам работы круглого стола, участниками была принята резолюция, согласно которой НМЦК для закупки охранных слуг по г. Москве не позволяет выплачивать работникам охранных организаций установленный в г. Москве МРОТ, в связи с чем они рекомендуют МТПП, совместно с РООР ФКЦ РОС по г. Москве, обратиться к Правительству г. Москвы с ходатайством о пересмотре НМЦК на закупку охранных услуг с учетом методики расчета минимальной стоимости услуг по охране, рекомендованной Общественной палатой Российской Федерации, а также использованием при формировании НМЦК затратного метода в соответствии с п.20.1 ст. 22 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; просят Прокуратуру г. Москвы дать правовую оценку рассмотренной ситуации о формировании НМЦК на охранные услуги, не позволяющих выполнять требования законодательства, а также рекомендуют Гильдии руководителей охранных структур МТПП совместно с Московским Региональным отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности, а также Комиссией по экономической политике и имущественно-земельным отношениям г. Москвы создать рабочую группу и проверить обоснованность формирования действующей НМЦК на закупку услуг по постовой охране объектов, а также сформировать эту цену.

Подводя итоги круглого стола, Александр Козлов заявил, что «частная охранная отрасль начинает «белое движение» по очищению рынка от «серых схем» и недобросовестной конкуренции. "С демпингерами мы справимся сами, - сказал Президент ФКЦ РОС, но мы просим власти создать такие условия, при которых добросовестные ЧОО могли бы работать, не нарушая закон".

Дарья Подчезерцева, Дмитрий Кузьмин, специально для ГардИнфо

22 января в Московской торгово-промышленной палате г. Москвы, расположенной по адресу: ул. Петровка, д. 15, строение 1, пройдет круглый стол на тему «О проблемах ценообразования на рынке охранных услуг, закупаемых за счёт средств государственного бюджета г. Москвы».

Организаторы: Гильдия Негосударственных структур безопасности торгово-промышленной палаты, Московское региональное отраслевое объединение работодателей федерального координационного центра руководителей охранных структур (РООР ФКЦ «Москва»); Комиссия по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Общественной палаты Российской Федерации, Комитет по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Модераторы: член Общественной палаты РФ Козлов Александр Михайлович; председатель Гильдии НСБ МТПП Галочкин Дмитрий Евгеньевич.

Обоснование проведения мероприятия: Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации «О проблемах ценообразования при оказании услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счёт средств государственного и муниципального бюджетов».

Планируемые темы для обсуждения:

  • Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) при закупке охранных услуг за счёт средств бюджета г. Москвы. Проблемы, пути решения;
  • Демпинг на рынке охранных услуг. Снижение цены участником торгов за счёт неуплаты налогов – преступление;
  • Механизмы общественного государственного партнёрства по формированию цивилизованного рынка охранных услуг и повышения их качества.

Тезисы: Повышение качества охраны объектов, в первую очередь с массовым пребыванием людей, является критично важным как для государственных органов, регулирующих и отвечающих за вопросы охраны и безопасности, так и для самой частной охранной отрасли.

Одним из основных элементов повышения качества обеспечения безопасности охраняемых объектов является адекватная оплата охранных услуг со стороны их заказчика и недопущение необоснованного снижения стоимости таких услуг участниками конкурса в процессе торгов.

Проведенный анализ закупок охранных услуг в столичном регионе для государственных и муниципальных объектов осенью 2017 года показал, что основной проблемой при проведении конкурсных процедур является изначально заниженная начальная максимальная цена контракта (НМЦК).

При этом серьезная работа по обоснованию возможности расчета минимальной стоимости услуг по охране и разъяснению позиции о недопустимости применения цен ниже этой минимальной величины была проделана в Общественной палате Российской Федерации.

По итогам ряда проведенных слушаний с участием представителей Минтруда России, Росгвардии, ФНС, Минфина России и представителей других заинтересованных органов, была разработана Методика определения минимальной цены на охранные услуги, ниже которой будут совершаться нарушения законодательства. Рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации данная Методика направлена в заинтересованные министерства и ведомства, а также руководителям органов исполнительной власти всех регионов России.

Проведенный на основе указанной Методики расчет минимальной стоимости одного круглосуточного поста охраны в составе одного охранника в месяц показал, что при установленном МРОТ в городе Москве 18,7 тыс. рублей стоимость поста не может составлять менее 133,5 тыс. рублей для охранного предприятия, работающего по упрощенной системе налогообложения и 157,6 тыс. рублей для ЧОП, работающего с НДС (18%).

Следует учитывать, что в данном расчете за основу взяты минимальные расходы на заработную плату охранников без затрат на их техническое оснащение и других накладных расходов. При этом заложена безусловная обязанность работодателя выплачивать работнику, полностью отработавшему месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату в размере не ниже МРОТ, установленного в субъекте Российской Федерации (статьи 91, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 37 Конституции Российской Федерации).

В то же время, ответственные за проведение закупок департаменты Правительства Москвы изначально устанавливают Предельные ценовые показатели (ПЦП) в размере 109 979,7 тыс. руб. (30 дней) за круглосуточный пост еще и с наличием собственных технических средств охраны, а также мобильной группы, оснащенной специальными средствами (Информационное письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы от 25 августа 2017 г. № ДПР-20-3/1-93/17). То есть, уже изначально при проведении конкурсных процедур руководитель охранного предприятия ставиться в положение, когда будет нарушаться какое-либо законодательство: либо налоговое, либо трудовое, либо профильное о частной охранной деятельности, либо все одновременно.

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда с одной стороны Правительство Москвы подписывает соглашение об установлении самого высокого в стране МРОТ – 18 742 рубля, а с другой – устанавливает предельные ценовые показатели за услуги охраны в размере, который не позволяет работодателю этот МРОТ заплатить.

Все это соответствующим образом сказывается и на качестве охранных услуг на государственных и муниципальных объектах, а также наносится существенный ущерб экономике государства. В том числе, крупные охранные структуры, имеющие высококвалифицированных охранников и персонал для их дополнительной подготовки, а также осуществления контроля за ними на объектах охраны, не могут быть конкурентоспособны на таких торгах с заведомо несостоятельными ценами.

При этом в соответствии с федеральным законодательством о закупках на уровне субъектов Российской Федерации имеется реальная возможность установить дополнительные требования к формированию начальной максимальной цены контракта в соответствии с реальными потребностями и особенностями региона, в том числе, с использованием затратного метода определения НМЦК.

К участию в круглом столе приглашены представители федеральных органов исполнительной власти: Управления Роструда по г. Москве; Управления ФНС по г. Москве; Главного управления Росгвардии по г. Москве. Представители исполнительной власти г. Москвы: Департамента региональной безопасности; Департамента экономической политики и развития; Департамента г. Москвы по конкурентной политике.